Садовая терапия в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
«Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть
явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться.
Родился потому, что именно его не хватало миру!»
Ш. Амонашвили
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их социализации.
В МОУ «Едогонская СОШ» с 1 сентября 2020г. обучаются 105 учащихся, в том числе 7 детей с ОВЗ, что составляет 7 % от общего количества обучающихся школы. Все обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей) детей, а также в соответствии с рекомендацией ПМПК.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Как и учащиеся массовой школы, школьники с нарушением интеллекта должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В системе педагогических мер воздействия на психику детей с интеллектуальной недостаточностью, труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей с нарушением интеллекта. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками.
На сегодняшний день накоплен огромный опыт экспериментальной работы по лечению, обучению и воспитанию детей с различными нарушениями в развитии. Широко используется множество методик, выросших из практического опыта специалистов-исследователей. Тем не менее, постоянно появляются новые идеи и методы работы. Одним из таких методов является садовая терапия, которая хоть и «стара как мир» по своей сути, но является постоянно развивающейся отраслью в профессиональном сообществе дефектологов.
Садовая терапия - это осознанное использование растений и природных материалов в программах реабилитации. Известно, что работа с растениями положительно влияет на психологическое и физическое состояние человека.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что садовая терапия использует благотворные отношения между людьми и растениями для того чтобы улучшить самочувствие человека. Однако механизм воздействия растений на организм и психику человека пока что еще изучен недостаточно, чтобы сказать, как должно проводится это терапевтическое воздействие.
Объект: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: влияние садовой терапии на реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: формирование социально-адаптивного и лечебно-оздоровительного Агро-класса, для психолого-педагогической и социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях МОУ «Едогонской СОШ»
Задачи:
- Проанализировать материально-техническое обеспечение Агро-класса с точки зрения актуальности и проблемы данного проекта.
- Разработать содержание и направления деятельности по развитию материально –технической базы образовательного учреждения в рамках психолого-педагогической и социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях МОУ «Едогонской СОШ»
- Осуществить мероприятия по реализации проекта модернизации оснащения Агро-класса
- Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
Участники проекта: учащиеся коррекционного класса, учителя, родители.
Основные подходы к организации работы по проекту
Системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориетированный подходы, исследовательская и проектная деятельность.
Системно – деятельностный подход предполагает создание и систематизацию, использование коррекционно-развивающей среды.
Исследовательская и проектная деятельность - это и решение научной проблемы, и самостоятельное получение новых знаний.
Компетентностный подход – формирование универсальных учебных действий, культурологических и исследовательских компетенций, владение современными методами коррекции.
Личностно-ориентированный – развитие личностных качеств, создание индивидуальных траекторий развития ребенка, поддержка детей- логопатов
Основные этапы работы по планированию оснащения образовательного учреждения:
- Проведение анализа материально-технической базы учреждения и выявление потребностей в приобретении учебного оборудования в соответствии с профилем, спецификой и учебными программами, реализуемыми конкретным образовательным учреждением.
- Изучение нормативных документов:
- ГОСТы и нормативы для образовательных учреждений;
- Приобретение учебно-методического комплекса согласно Федерального перечня учебников, утверждённого Министерством образования и науки Российской Федерации; санитарно-гигиенические нормы, правила техники безопасности;
- рекомендации по оснащению различных видов помещений и т.п.
- Изучение возможностей и предложений рынка учебного оборудования, мебели, технических средств обучения, , технологического оборудования и т.д.
- Определение планируемых объемов бюджетного финансирования и возможностей по привлечению внебюджетных средств.
- Составление плана развития материально-технического оснащения Агро-класса на основе государственно-ориентированных подходов на ближайшую и долгосрочную перспективу:
- оснащение современной компьютерной техникой;
- организация подготовки, переподготовки или повышения квалификации педагогических работников школы;
- оснащение современной мебелью, соответствующей стандартам и гигиеническим требованиям;
- обеспечение образовательного процесса учебно-наглядными пособиями
Ожидаемые результаты:
Создание кабинета, который отвечает соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению Агро-класса; обеспечивает оптимальными коррекционными, развивающими, безопасными условиями образовательной среды, способствующими успешной психолого-педагогической и социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях МОУ «Едогонской СОШ»
Показатели результативности и эффективности проекта
- Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
- Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
- Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
- Повышение показателей качества обученности ребёнка.
- Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Ресурсы проекта.
Методическое обеспечение включает в себя учебные пособия по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ: Е. А. Екжанова «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; Н. В. Верещагина «Особый ребёнок в детском саду»; Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Э. Шоплер, М.Ланзинд, Л.Ватерс. Работы с родителями: В.В. Ткачева «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии»;
Кадры:
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
- школьный психолог;
- социальный педагог;
- специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
- педагоги дополнительного образования;
- специалисты кружков, секций и библиотеки ДК.
Информационные ресурсы:
- Интернет;
- Центральная библиотека.
Целевая аудитория: дети с ОВЗ, педагоги, специалисты, родители участников проекта.
Результаты реализации проекта доказывают, что если осуществлять работу с детьми с ОВЗ в комплексной системе специалистов, педагогов, врачей, то эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится. Внедрение проектной деятельности в работу с детьми с ОВЗ оптимизирует содержание коррекционно-образовательного процесса.
Данный педагогический опыт служит стимулом к росту профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:
- находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
- имеет широкий дверной проем без порожка;
- имеет правильную прямоугольную форму;
- окрашен в светлые пастельные тона.
Для осуществления данного проекта, нам необходима усовершенствование материально-технического оснащения кабинета для детей с ОВЗ:
№ |
Название потребности |
Количество |
Цена, руб. |
1 |
Интерактивный комплект с ультракороткофокусным проектором |
1 |
170 000 |
2 |
Монитор |
1 |
12 000 |
3 |
Системный блок |
1 |
35 000 |
4 |
Клавиатура |
1 |
1 500 |
5 |
Мышь |
1 |
250 |
6 |
Акустическая система |
1 |
10 000 |
7 |
Освещение |
6 |
9300 |
8 |
Парты и стулья |
10 |
23820 |
9 |
кашпо |
20 |
7000 |
10 |
открытые стеллажи |
2 |
10000 |
11 |
фотоаппарат для фиксации видимых изменений объектов наблюдения |
1 |
65000 |
12 |
Принтер МФУ Epson M2140 (C11CG27405) |
1 |
21000 |
Итого |
364870 |
В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.
Инфраструктура агротехнологического сегмента школы:
инфраструктура школы агротехнологического профиля состоит из целого ряда составляющих, в том числе:
пришкольный участок, площадь которого занимает 1,5 га. Из них: производственный отдел- 1,1 га; 0,40га- овощные культуры;
теплица площадью 0,055 га из поликарбоната, парники;
трактор с навесным оборудованием;
сельскохозяйственный инвентарь;
школьный мини-питомник;
опытно-экспериментальный участок (отдел овощных культур);
отдел цветочно-декоративных растений;
кабинет начальных классов;
школьный актовый зал – лекционная студия;
кабинет биологии с лабораторией;
кабинет химии с лабораторией;
школьная столовая;
овощехранилище.
учебно-наглядные пособия и оборудования: компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, плакаты по овощеводству и садоводству.
Для ознакомления с деятельностью нашего проекта мы будем проводить мероприятия:
Конференции, по предоставлению опыта по ведению овощеводства на пришкольных и приусадебных участках.
Ярмарки, которые позволят оценить достижения ведения овощеводства на пришкольном участке.
Мастер-классы
Рекомендуемая литература:
1. Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: Образовательные, научные и социально-экологические аспекты. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2005.
2. Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии /Ботанические сады России в системе непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Всероссийской конференции по экологическому образованию в ботанических садах (13-17 мая 2003 г.).- Москва, 2004.
3. Цыбуля Н.В., Фершалова Т. Д.. Фитонцидные растения в интерьере. Оздоравливание воздуха с помощью растений. Новосибирское книжное издательство. - Новосибирск, 2000
4. Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая терапия (гарденотерапия): Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации