Агробизнес образование в школе и семье
Динамичное развитие современного мира, связанное с бурным развитием технологий и их влиянием не только на сферу экономики и производства, но и на социальную сферу и образование, создает другие условия и возможности для развития и социализации ребенка.
Новые поколения детей живут в условиях цифрового мира, открытых информационных систем и каналов, мобильного образования, широкого спектра возможностей, которые открываются благодаря получению общего и дополнительного образования, открытого доступа к самообразованию, социальному и профессиональному самоопределению.
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» и проекта «Наша новая школа» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения. В проекте «Наша новая школа» отмечается, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Один из важнейших компонентов этого соответствия - готовность к профессиональному труду, осознание роли труда в обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, готовность к постоянному профессиональному развитию и непрерывному образованию. В Федеральной целевой программе социально-экономического развития села до 2017 года особая роль отводится подготовке кадров для сельского производства, грамотных фермеров, хозяев приусадебного подворья, что задаёт ключевой ориентир для развития сельской школы.
Сельская школа – важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника сельской школы, а через него – и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села.
Важнейшей задачей сельской школы является формирование «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли. Каждый выпускник сельской школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.
Следует отметить, что агробизнес – это сектор рыночной экономики, связанный с процессами сельскохозяйственного производства, хранения, распределения и обработки его продуктов.
Агробизнесобразование – это раннее формирование у обучающихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села.
Рыночная система требует даже от школьника усвоения элементарных экономических и агробизнес-понятий и приобретения соответствующих навыков поведения, поскольку развитие благосостояния страны находится в прямой зависимости от уровня знаний и практических умений, полученных еще в школе.
Задача педагогов и родителей помочь ребенку адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Решение задач агробизнесобразования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени младшего школьного возраста - один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Существующие на сегодняшний день образовательные программы для школьников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнесобразованием. Но мы живем в аграрном регионе, поэтому возник соответствующий социальный запрос, возникла необходимость создания адаптированной системы работы с учащимися по агробизнесобразованию.
В нашей школе осуществляется проект непрерывного агробизнес-образования «Агробизнес в овощеводстве».
При реализации проекта, мы рассматриваем включение в урочную и внеурочную деятельность в школе элементов агробизнесобразования. При этом, осуществляя целенаправленное агробизнесобразование важно учитывать, что это современное образование направлено в будущее, результаты его проявятся через определенное количество лет. Но вместе с тем, оно позволяет решать комплекс образовательных задач:
- совершенствование знаний по окружающему миру, трудовому обучению;
- формирование практических умений по выращиванию и уходу за растениями;
- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов;
- формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде;
- развитие интереса школьников к сельскохозяйственным профессиям.
Направление «Овощеводство» уже сегодня реализуется через
- выращивание рассады овощей, цветов, салатной зелени, томатов, огурцов, моркови, свёклы;
- разведение плодово-ягодных культур (смородина, крыжовник, ирга, малина, яблоня).
Мы дополняем направление
- выращиванием, сбором лекарственных растений;
- ландшафтным дизайном.
Выращенная продукция реализуется через школьную столовую – это дает значительное удешевление питания, возможность заработать деньги на развитие учреждения, помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения результатов по реализации модели в школе действуют разнообразные мероприятия, ориентированные на развитие у обучающихся ключевых компетенций XXI века:
Разработано программно-методическое обеспечение агробизнес-образования:
Адаптированная программа спец курса «Огород круглый год», 6 класс, автор Куцко Надежда Васильевна (учитель биологии/химии)
Адаптированная программа спец курса «Основы овощеводства», 7-8 классы, автор Куцко Надежда Васильевна (учитель биологии/химии).
Адаптированная программа спец курса «Введение в агробизнес», 10-11 классы автор Куцко Надежда Васильевна (учитель биологии/химии).
Рабочая программа внеурочной деятельности «Твоя будущая профессия» 9 класс, Свешникова Валентина Геннадьевна, учитель ОБЖ
В этом году мы впервые участвовали в районной ярмарке. Представляли продукцию, которую получаем с пришкольного участка: овощи, семена, зимние заготовки.
Одним из направлений системы непрерывного агробизнес-образования является организация деятельности обучающихся на пришкольном участке,
Опыты проводятся со всеми культурами, которые возделываются на участке. Тематика опытной работы:
Изучение сортов белокочанной капусты
Изучение сортов томатов защищенного грунта
Выращивание гороха от семени до взрослого растения
Размножение смородины горизонтальными отводками
Изучение сортов ценных сортов георгин
Изучение сортов озимого чеснока
Выращивание живой изгороди
Совместно с Селекционно-семеноводческая компания СеДеК наша школа организовала экспериментально-опытническую работу по сортоиспытанию семян огурцов: Шопен, Ажур F1, Сын полка, Моцарт F1, Борис F1, Кай F1.
В ходе данной работы были проведены следующие мероприятия:
Сравнительный анализ результатов сортов огурцов;
Влияние агротехнических приемов на сроки созревания огурцов;
Качественная структура урожая в опыте;
Дегустационная оценка урожая.
Работа по агробизнес-образованию проходит в контакте с социальными партнерами школы:
Отдел Селекции Иркутского НИИ Сельского Хозяйства;
ГБПОУ «Тулунский аграрный техникум»;
ДОУ «Теремок»;
Администрация Едогонского поселения;
КФХ Кобрусев Д.В
Родители
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Вся работа по агробизнес-образованию проходит в тесном контакте с семьей. Родители - партнерами, активными участниками всех праздников на аграрную тематику.
Истины, дающиеся и школе и повторяемые дома (и наоборот) дадут несравнимо больший эффект.
Именно в семье, детьми прочно усваиваются поступки родителей, их отношение к семейному бюджету, вещам, иным материальным ценностям. Ребенка надо научить восхищаться тем, что он видит в своем окружении. Любовь к родному краю должна сопровождаться и уважением к человеку-труженику села. Отношение к жизни, преподанные ребенку в семье, он будет пытаться переносить на кукол, применять в общении со сверстниками вшколе.
Иркутская область всегда славилось передовыми сельскохозяйственными традициями. Сегодня эта отрасль остро нуждается в молодых кадрах, способных возродить сельхозпроизводство. В связи с этим возникла потребность в высококвалифицированных профессиональных кадрах агробизнесобразования. Где эти кадры взять? На своей родной земле, воспитывая у молодого поколения любовь и уважение к своему родному краю, малой родине, сельскому хозяйству. Не зря говорят: «Где родился, там и пригодился», тем более, что всё большее количество россиян задумываются о здоровом и натуральном питании, о возможности чистого деревенского воздуха для здорового поколения, о положительном влиянии сельскохозяйственного труда и сельской природы на психологическое, физиологическое развитие личности молодого человека. Важно заинтересовать школьников работой на селе, показать возможности для успешной самореализации в этой сфере.
Подготовка в школе – это начало агробизнесобразования, задачи которого заключаются не только в выработке набора необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе по подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессий агропромышленного комплекса, ведению собственного агробизнеса.
Поэтому большое значение имеет развитие непрерывной системы агробизнесобразования в школах области, начиная с начальной ступени обучения.
«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - говорил Константин Дмитриевич Ушинский.
Если ученики сделают правильный выбор профессии, то им гарантированы профессиональный рост и социализация в обществе. Счастье заложено в нас самих. Так что, люди, которые ищут его за тридевять земель, просто теряют время.
https://disk.yandex.ru/i/Iqv3OrlCTvHNIw