«Реализация модели «Огород мечты» в условиях непрерывного агробизнес образования»
Наша школа, как и многие другие, ищет различные пути, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационную деятельность школы можно определить, как целенаправленное преобразование коллективом педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов обучения. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений – это деятельность по развитию самой школы.
Идея проекта.
Формирование у обучающихся профессиональной и предпринимательской компетентностей, мотивации на самореализацию в условиях села, а также подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, специальности, к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности в сфере агробизнеса.
На современном этапе в системе образования происходит масштабный процесс модернизации. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы и в школе.
Актуальность.
Для Тулунского района, где более 50% предприятий ориентированы на сельскохозяйственное производство, актуальным является формирование мотивации школьников на выбор профессий агротехнологической направленности.
Новизна проекта: организация работы модели агробизнес-школы «Огород мечты осуществляется образовательным кластером, который состоит из:
- развития внутришкольной системы урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- формирования новой развивающей предметно-пространственной среды путем создания новых мобильных игровых и образовательных зон, новых форм работы;
- принятия управленческих решений по обновлению инфраструктуры школы;
- социального партнерства детей и взрослых;
- создания единой технологии работы с родителями;
- использования современных информационно-технических средств в работе педагогов.
Цель инновационного проекта: Создание условий для формирования агробизнес-компетенций, личностных качеств обучающихся для обеспечения квалифицированными специалистами с инновационным мышлением.
Задачи инновационного проекта:
- Преобразование содержания образования дошкольного, начального, основного, среднего общего образования в МОУ «Едогонская СОШ», через включение в школьный компонент элективных курсов агробизнес-образования.
- Создание условий для формирования гражданского самосознания, развития личностного потенциала каждого воспитанника, обучающегося на основе профессионального самоопределения, развития имеющихся способностей.
- Создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка, предоставляя каждому реальную возможность самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, путем расширения дополнительного образования, через организацию проектной и экспериментальной деятельности на школьном учебно-опытном участке и предприятиях КФХ села.
- Совершенствовать профессиональные компетенции педагогических кадров, через организацию обучения на курсах повышения квалификации агробизнес направленности.
- Расширить сферу взаимодействия образовательной организации с внешней средой по вопросам агротехнической подготовки учащихся в рамках реализации данной модели.
Планируемые результаты реализуемого проекта:
- повышение качества питания обучающихся в МОУ «Едогонская СОШ»;
- модернизация материально-технической базы МОУ «Едогонская СОШ»; формирование у обучающихся профессиональной и предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села, закрепление молодёжи на селе;
- подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии, специальности, к продолжению образования и продуктивной трудовой деятельности в сфере агробизнеса;
- увеличение доли выпускников, поступающих в Тулунский аграрный техникум.
Планируемый образовательный продукт: методический фестиваль «Дорога от идеи до результата»
В результате реализации проект «Модель агробизнес-школы «Огород мечты» были достигнуты следующие мероприятия, исходя из поставленных задач.
Мероприятия соответствуют подготовительному этапу реализации проекта.
- Преобразование содержания образования дошкольного, начального, основного, среднего общего образования в МОУ «Едогонская СОШ», через включение в школьный компонент спец курсов агробизнес-образования.
В связи с внедрением проекта «Модель агробизнес-школы «Огород мечты»» разработана нормативно - правовая база (Решение педсовета от 30.08.2019);
- Положения об инновационной работе в школе
- Локальные акты
- Положение о творческой группе
- Положение об образовательном кластере
Эти локальные акты дают возможность создания единой системы взаимодействия педагогов МОУ «Едогонская СОШ», объединяющихся для творческого поиска в решении проблем и реализации задач, разработке перспективной стратегической линии деятельности педагогического коллектива в условиях введения ФГОС.
Разработана программа внеурочной деятельности «Огород на подоконнике» 6 класс
Разработан проект «Выращу подарок маме» для 1 – 6 классов
Цель проекта является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся в соответствии с основной образовательной программой начального, основного и среднего общего образования: приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу; создание привлекательного пришкольного участка; реализация общественно – значимых инициатив. Содействует выбору будущей профессии.
- Создание условий для формирования гражданского самосознания, развития личностного потенциала каждого воспитанника, обучающегося на основе профессионального самоопределения, развития имеющихся способностей.
Мероприятия:
- Разработаны методических рекомендации мотивации учебной деятельности учащихся школы;
- Создан стенд «Модель агробизнес-школы «Огород мечты».
Участие в профориентационных мероприятиях в поддержку выбора учащимися профессий сельскохозяйственной направленности.
- областной конкурс «Агрономический марафон» среди обучающихся образовательных организаций Иркутской области, региональный
- V Региональный чемпионат компетенций Юниор Профи Иркутской области по компетенции «Агрономия», региональный
- Областной конкурс школьных учебно-опытных участков среди образовательных организаций Иркутской области, региональный
- Урок профессионального мастерства «Гидропоника дома»
- Конкурс исследовательских работ и проектов детей младшего и среднего школьного возраста «За страницами учебника»
- Интернет-фестиваль «Профессии будущего агропромышленного комплекса» в номинации «Защита-представление проекта «Профессии будущего агропромышленного комплекса»
- Создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка, предоставляя каждому реальную возможность самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, путем расширения дополнительного образования, через организацию проектной и экспериментальной деятельности на школьном учебно-опытном участке и предприятиях КФХ села.
На уровне образовательной организации, разработана система локальных нормативных документов, призванных реализовать следующие функции: регулятивную, охранительную, поощрительную, воспитательную и оценочную.
Мероприятия:
Разработано положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся;
Разработано положение о школьной научно-практической конференции;
Разработка проектов агробизнес-образованию по направлениям:
- Проект Бизнес – план «Выращивание цветной капусты в условиях МОУ «Едогонская СОШ», руководитель Штык А.Г.
- Бизнес – план «Создание интернет – магазина «Сад знаний» в условиях Моу «Едогонская СОШ», руководитель Штык А.Г.
- Проект «Мой пап – фермер»
- «Роль личного подсобного хозяйства в бюджете семьи»
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Организована опытно-исследовательской работы учащихся на учебно-опытном участке:
Данной работы является - формирование навыков разумного землепользования у учащихся и получение гарантированных урожаев экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Эта работа представляется нам как результат объединения биологических и сельскохозяйственных знаний с разумно организованной практической деятельностью.
- Совершенствовать профессиональные компетенции педагогических кадров, через организацию обучения на курсах повышения квалификации агробизнес направленности.
Мероприятия:
Организация деятельности творческих групп педагогов, по разработке и апробации эффективных форм урочной и внеурочной деятельности.
Подготовка и проведение педагогического совета об организации инновационной работы школы с учетом направления агробизнес-проектной деятельности.
- Профессиональная компетенция учителя в условиях непрерывного агробизнес-образования
Освоение и использование учителями инновационных образовательных технологий, способствующих формированию агробизнес-компетенций у обучающихся. Педагогический Совет является высшим органом управления, объединяющим участников кластера.
Создание и реализация стажировочной площадки «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как условие реализации непрерывного агробизнес-образования»
Первая стажировочная сессия состоялась 26 марта 2020 года по теме «Развитие профессиональных компетенций педагогических работников направленные на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации непрерывного агробизнес образования».
При планировании дальнейшей деятельности особое внимание необходимо обратить на стимулирование деятельности педагогов по обобщению опыта работы по организации урочной и внеурочной деятельности непрерывного агробизнес- образования.