Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках биологии"
Цель: Познакомить участников с приемами смыслового чтения, применяемыми на уроках для формирования читательской грамотности учащихся.
Задачи:
- показать приемы работы с текстом, используемые в практической деятельности;
- убедить участников, что использование приемы работы с текстом в процессе обучения является важнейшим фактором формирования читательской грамотности и актуализации познавательного интереса;
- содействовать профессиональному общению;
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию
- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в группах), метод рефлексии.
Оборудование: карточки трех цветов для деления участников на группы; групповые карточки с заданиями.
Ход мастер-класса:
1.Ориентировочно – мотивационный этап.
Цель: создать условия для возникновения мотивации, и внутренней потребности включения слушателей в совместную деятельность
Психологический настрой «Кувшин счастья»
Уважаемые коллеги, предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.
Давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на нас. внешний вид, поведение, ежедневные занятия- все отличало его от нас свами. В суровых условиях жили древние люди. Холод, жара, голод, ядовитые растения, нападение хищников, болезни и многие другие факторы влияли на жизнь человека, но в то же время природа кормила и одевала его, закаляла и давала новые полезные знания.
На столах у вас распечатка, где изображены на рисунках древние люди и современный человек
- Дайте сравнительную характеристику Древним людям и Современному человеку.
Итак, мы видим, что древние люди отличаются от нас с вами. А сможем ли мы определить, кто ближе к природе, Почему, вы, так считаете?
Игра: Сейчас я буду называть признаки и действия. Если речь идет о современных людях, руку поднимают девочки, если о древних- мальчики:
1. Одеваются в шкуры животных (д.л) 2. Ездят на велосипеде (с.л) 3. Охотятся при помощи копья (д.л) 4. Сушат варежки на теплых печках (с.л) 5. Собирают ягоды (д. и с. л) 6. Мусорят (с.л) 7. Живут в пещерах (д.л) 8. Приручили диких собаку и лошадь (д.л) 9. Сажают сады и леса (с.ч) 10. Ловят рыбу (д. и с. л) 11 (Внешне похожи на обезьян (д.л)
Молодцы!!! Вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи древнему и современному человеку. Древние люди-наши предки, как тогда, так и сейчас мы остаемся частью природы, и чтобы лучше приспособиться, жить комфортнее, мы должны дружить с природой, любить ее, оберегать и изучать. На наших уроках биологии мы изучаем природу!
2. Информационно – деятельностный этап.
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление причины и места затруднений, конкретизация и углубление знаний которых не хватает.
Так что же такое биология? Это слово произошло от греческих слов биос- "жизнь" и логос-" учение". Значит биология-наука о природе, изучающая строение, жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, происхождение и развитие.
Современная "биология"- семья, состоящая из множества биологических наук.
Задание № 1. Для того, чтобы познакомится с «семьей» биологических наук, у вас на столах лежит текст «Биологические науки» (Приложение № 1).
Работа с терминами — важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадает интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологических диктантов.
Данное задание выполняют все группы вместе.
Задание № 2. На основе прочитанного текста, нужно заполнить таблицу
Биологическая наука |
Предмет исследования |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия:
Цель: Оценить собственную работу
Наш мастер-класс заканчивается. Я предлагаю вам перейти на роль критика и помочь нам улучшить результат нашего мастер-класса.
«Незаконченного предложения»
- Ставя точку нашей встрече, я хотела бы моим видением современной биологии, которое я выразила так:
Биология? Биология! Биология…
Учитель:
Биология? (таит ещё много тайн и загадок).
Биология! (Удивительны и восхитительны творения Природы).
Биология: (Путь этой науки долог и неостановим:)
- Я предлагаю сравнить два цветка, которые я держу в руках - живой цветок и искусственный. Что вызывает у Вас большее восхищение? (Ответы участников).
Безусловно, живой цветок.
Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу и очень хочу подарить этот цветок самому активному участнику встречи.
- Кто он? Подскажите мне.
(Дарит цветок самому активному участнику урока).
- Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
Рассмотреть много приемов на мастер-классе не позволяет время, поэтому я приготовила для участников буклеты, где постаралась раскрыть некоторые приемы, которые я использую в работе.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даѐт корова молоко».
Век ХХI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!